Вопрос о сложении новых, более широких этнических образований среди народов Севера после Великой Октябрьской социалистической революции в результате сближения между собой отдельных замкнутых в прошлом этнографических групп почти не освещался в нашей литературе.
Нередко встречаются совершенно обратные тенденции, пытающиеся игнорировать этнические новообразования и рассматривать единые народности как ряд самостоятельных этнических групп. Так, на этнографических картах население северо-запада Якутской АССР (бассейн рек Оленёка и Анабары) обозначается как эвенки, тогда как в действительности оно представляет собой якутов, хотя и отличающихся по своему хозяйственному и культурному укладу от якутов центральных районов Якутии. Вызывает большие сомнения правильность отнесения к эвенкам части населения Нижней Лены, Нижней Яны.
Изучение процессов национальной консолидации на севере Сибири — огромная задача, стоящая перед историками и этнографами. В настоящей статье мы позволим себе ограничиться рассмотрением путей формирования якутской народности и якутской нации на северо-западе Якутии — в наиболее удаленных, оторванных и труднодоступных районах ЯАССР.