Настоящий «Опыт» в основных своих чертах был мною задуман по окончании исследований в Забайкалье, в Амурской области и в Северной Манджурии, включая в последнюю Хулунбуирский округ Монголии. Чем более расширялись мои наблюдения в области шаманаства, религии и общего миросозерцания, чем больше параллелей получалось мною в различных тунгусских народностях, тем яснее становилось, что шаманство тунгусов нельзя рассматривать как религию, в общепринятом смысле этого слова, но вместе с тем становилось очевидным и то, что шаманов нельзя рассматривать, как фокусников и плутов или как нервнобольных людей, порождающих в болезненном состоянии свое учение. Шаманство, в той форме, как это наблюдается теперь, судя по некоторым данным, отнюдь не является древнейшим явлением и у некоторых тунгусов, по утверждению их самих, оно с трудом насчитывает 2—3 столетия. Несколько старше шаманство, видимо, у манджуров, но едва ли приходится особенно старить его, так как оно носит на себе слишком много черт заимствования и современности, а самими манджурами начало его относится ко времени Минской Династии (XIV—XVII вв.) в Китае. Наконец, ряд данных указывает на то, что у монголов шаманство существовало еще во времена Чингиз-хана и уже тогда ламаизм начал с ним борьбу, которая теперь заканчивается не в пользу шаманства. В наиболее развитом виде шаманство встречается у тунгусских народностей, где оно ныне наблюдается в полном своем расцвете. Значительное разнообразие систем шаманства у тунгусов, неустойчивость форм его, распространенность и всеобщее признание говорят за то, что это явление сравнительно молодо и находится в состоянии бурного развития.
Имеющиеся у меня собственные наблюдения по шаманству тунгусов вообще, а в частности манджуров настолько велики, что исчерпывающая обработка и издание их в настоящее время невозможны; препятствием к этому служить также и отсутствие под руками необходимых книг.
Оцифровка и перевод на современную орфографию — Институт ноосферных исследований.