Сценарий
Этот обрядовый праздник проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался он рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой — первым кукованием кукушки. Этим обрядом начинался эвенкийский Новый год.
Обряд икэнипкэ являлся многодневной церемонией и был направлен на получение священной силы Мусун (Мушун) от Энекэн Буга — Хозяйки Вселенной, то есть, чтобы оживилась Природа и начала способствовать размножению поголовья диких промысловых и домашних животных и, самое основное, дала здоровье и благополучие всему роду, в том числе и человеческому.
Эту мысль подтверждает коллективное участие всех представителей разных родов, совместная установка чума и общее изготовление шаманских атрибутов.
В проведении этого обряда не существовало устоявшихся традиций ни в декорации, ни в ведении самих шаманских камланий. Каждый шаман проводил его по своему усмотрению, как ему «подсказывали» духи предков. Неизменной оставалась направленность обряда, как я уже говорил выше, чтобы оживилась Природа-матушка и способствовала жизни: появлению зелени, размножению поголовья диких промысловых зверей и домашних оленей, а значит и благополучию людей.
Наш праздник, думается, будет проходить в один день, и поэтому для проведения обряда икэнипкэ должны быть готовы все декорации. Для этого нужно:
Нужны птицы, изготовленные из дерева:
Кроме всего прочего — ленточки, лоскутки разноцветные и желательно два или три живых оленя белой масти.
Конечно же, надеюсь, будут заросли, деревья, изображающие тайгу.
Итак, декорация готова, допустим, на стадионе Туры, Байкита, Ванавары или другого поселка — начинается праздник.
В чуме и около дымят костры. Шаман сидит в чуме на коврике-кумалане на малу (в центре), задумчиво покачиваясь из стороны в сторону. Рядом — по бокам — два помощника, кругом — участники обряда.
Помощники шамана проводят «очищение» шаманских атрибутов — в костер подбрасывают багульник или лишайник и окуривают их. Затем они плавно покачивают над костром бубен, слегка постукивают колотушкой, прислушиваются к «голосу» — «разогревают» его. Раскуривают трубку — дым является «кормом» для духов. Шаман затягивается трубкой.
— Духи хотят есть! — произносит он, зевая, якобы ловя духов. Он делает глотательные движения. Помощники подают ему «разогретый» бубен, и церемония начинается.
Слышны мелодичные, ритмичные удары, которые постепенно усиливаются, ускоряются и переходят в сплошной бой. Шаман вздрагивает всем телом, извивается, трясется и издает длинный протяжный вой, подражая реву самца-оленя во время гона. Подвески на костюме шамана оглушительно гремят, звенят. Это «голоса» духов. Наверное, с минуту продолжается этот танец. Постепенно ритм бубна ослабевает. Снова повторяется начало сцены — шаман зовет духов, хватает ртом воздух, якобы глотает прилетевших духов.
Ритм бубна становится спокойным. Начинается пение. Песня импровизированная, к примеру, такая:
Хэгэй, Хэгэй, Хэгэй-е-е-е…
Амтыялвун, энтыялвун, мунэ долдыкаллу,
Мугдылдивар, омилдивар сэривулкэллу,
Мунду, мунду, хутэлдувэр бэлэлкэллу,
Сиӈкечия, кутучия инэ силбакаллу…
Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е…
Эгыркэрвун, куӈакарвун демудерэ,
Ичэткэллу, омолгилвун, хунадилвун манавдяра,
Он дюлэски дуннэду бу билдеӈэвун,
Он итыва эвэдывэ ӈэнэвулдеӈэвун…
Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е…
Амтыялвун, эсалдивар инмэвун су ичэкэллу,
Энтыелвун, серилдивар гэлэнмэвун долдыкаллу,
Энекэн Бугала хоктововун силбакаллу,
Одедэн мунэ, хутэлви, еипкиткаллу…
Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е…
Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е…
Предки, отцы-отцов, матери-матерей,
Нас услышьте,
Души-тени, души-тела свои разбудите,
Нам, детям своим, помогите,
Счастье, удачу нам укажите…
Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е…
Старики наши, дети наши доходягами стали,
Посмотрите, юноши наши, девушки наши кончаются,
Как на земле этой дальше нам жить,
Как обычаи эвенкийские нам нести…
Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е…
Отцы-отцов, своими глазами на жизнь нашу посмотрите,
Матери-матерей, своими ушами просьбу нашу послушайте,
К Хозяйке Вселенной дорогу найти помогите,
Пусть пожалеет нас, детей своих, шепните…
Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е…
После такого пения шаман выходит из чума и обходит всю декорацию: входит в курекан к оленям, окуривает их, каждое животное гладит колотушкой, становясь перед каждым на колени. Выйдя из курекана, трогает колотушкой наму (шаманский коврик), животных и деревья. С пением обходит всю декорацию и возвращается в чум, передает бубен и колотушку помощникам, садится. Помощники снова над огнем «разогревают» бубен, слегка постукивая колотушкой. «Разогретый» бубен передают шаману, помогают подняться на ноги. Слышен мелодичный, ритмичный стук, он постепенно ускоряется, движения шамана становятся резкими, быстрыми. Слышен крик ворона, рев самца лося, оленя, рев медведя, звенят подвески — «голоса» духов. Шаман возбужден, он выкрикивает слова:
— Дэгилим! Дэгилим! (Полетели! Полетели!)
Он раскидывает в стороны руки, машет ими, как птица. Слышны крики лебедей, журавлей, кряканье уток. Шаман прыгает, пляшет, кричит:
— Дэгилим!
Один из помощников, стараясь успокоить его, выкрикивает:
— Аракукан! Аракукан! (Потихонечку, потише!)
— Аракукан! Аракукан! — кричат участники обряда.
Наконец ритм бубна ослабевает, шаман постепенно успокаивается. Начинается пение — просьба к Энекэн Буга — Хозяйке Вселенной дать священную силу Мусун (Мушун) и новые души промысловых зверей и домашних оленей, чтобы наступили благополучные времена.
Шаман начинает:
Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.. (2 раза)
Участники обряда повторяют:
Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.. (2 раза)
Шаман:
Энекэн Буга, си мевачи, си кутучи окин-да бичэс,
Мунду, хутэлдуви, окин-да бэлэдечэс…
Участники обряда вместе с шаманом:
Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.. (2 раза)
Шаман:
Таргиит, угидук, дуннэлэвун ичеткэл,
Гэлодерэв упкат, Мусунавун букэл…
Участники обряда:
Энекэн Буга, бэлэкэл мунду! (2 раза)
Шаман:
Агиканмун бэйӈэлди кэтэвдедэн,
Орокорвун иринэкит ичевдедэн…
Участники обряда:
Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.. (2 раза)
Шаман:
Аӈадякарди, болговденэл, кэхэчэсив,
Соӈоденэл Дулин Бугаду билчэсив…
Участники обряда:
Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.. (2 раза)
Шаман:
Энекэн Буга, мунэ, хутэлви, энэ омӈоро,
ӈи-дэ болгиттядатын энэ бурэ…
Участники обряда:
Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.. (2 раза)
Шаман:
Энекэн Буга, Мусуна аникал,
Аят, сиӈкэчит, индэвун бэлэкэл…
Участники обряда:
Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.. (2 раза)
Шаман начинает:
Хозяйка Вселенной, помоги нам!.. (2 раза)
Участники обряда повторяют:
Хозяйка Вселенной, помоги нам!.. (2 раза)
Шаман:
Хозяйка Вселенной, ты доброй, сердечной всегда была,
Нам, детям своим, ты всегда помогала…
Участники обряда вместе с шаманом:
Хозяйка Вселенной, помоги нам!.. (2 раза)
Шаман:
Оттуда, с высоты, на нашу землю посмотри,
Просим все, Священную Силу нам дай…
Участники обряда:
Хозяйка Вселенной, помоги нам!.. (2 раза)
Шаман:
Пусть тайга наша промысловыми зверями полнится,
Пусть олени наши, как муравейник, шевелятся…
Участники обряда:
Хозяйка Вселенной, помоги нам!.. (2 раза)
Шаман:
Мы как сироты, обижаемые, душами измучились,
Плача на этой Срединной земле существуем…
Участники обряда:
Хозяйка Вселенной, помоги нам!.. (2 раза)
Шаман:
Хозяйка Вселенной, нас, детей своих, просим, не забывай,
Никому в обиду не давай…
Участники обряда:
Хозяйка Вселенной, помоги нам!.. (2 раза)
Шаман:
Хозяйка Вселенной, Священную Силу нам подари,
Чтобы со счастьем, удачей мы жили, помоги…
Участники обряда:
Хозяйка Вселенной, помоги нам!.. (2 раза)
После пения шаман снова выходит из чума, снова входит в курекан к оленям, окуривает их, просит у них хорошего приплода, снова, прикасаясь к животным и деревьям, обходит декорацию и удаляется с пением в направлении восхода Солнца, где живет Энекэн Буга. Отойдя немного, он начинает помахивать бубном — начинает «ловить» души зверей и животных в виде оленьих шерстинок, якобы имеющих Священную Силу. Шаман тщательно собирает шерстинки и возвращается к сородичам, в нашем случае к участникам обряда. Подойдя к ним, он начинает вытряхивать из бубна души промысловых зверей, при этом оставляет души домашних оленей, которые тоже рвутся на волю, а ему их надо загнать в курекан. Он издает звуковые сигналы, чтобы олени не разбегались, изображает их ловлю. В это время из чума выскакивают участники обряда и начинают помогать ему. Они маутами сдерживают оленей, машут руками, загоняют в изгородь. Женщины открывают ворота ритуального курекана, трясут мешочками из-под соли, цокают языками, подманивая оленей. Вот под эти веселые, возбужденные крики олени наконец-то загнаны. Раздаются возгласы одобрения.
Шаман бьет в бубен и объявляет пройти «очищение» — прохождение через Хичипкан. Все участники проходят между «ног» идола Хичипкана. Последним проходит шаман. Он несет идола Мугдыгрэ. Он проходит три раза. Проходя последний раз, он плюет в рот Мугдыгрэ и как бы нечаянно оставляет его позади и резко зажимает идола между «ног» Хичипкана и связывает его ремнями. Присутствующие помогают ему свалить Хичипкана со связанным Мугдыгрэ и поочередно бьют его идолом Ментая, приговаривая:
— Ин эрупчу, манавкал! Ин эрупчу, ачин окал!.. (Жизнь плохая, исчезни!.. Жизнь плохая, останься в прошлом!..)
Хичипкан вместе с Мугдыгрэ валят в огонь и сжигают. Снова раздаются возгласы одобрения, а шаман, шатаясь словно пьяный, идет в чум и падает на коврик. Помощники помогают ему сесть, но глаза его закрыты. Шаман просит духов покинуть его тело, разевает рот, выплевывая их. Помощники подают ему кружку с водой или кровью. Он окунает мизинец правой руки в воду, трижды протирает им правый глаз, затем левый. Глаза мгновенно светлеют, у него вырывается вздох:
— Эх-хэ!..
Духи его покинули.
Начинается «кормление» духа огня кусочками жира, смазывают жиром Сэргэ, «кормят» других духов. Духам леса — березкам, лиственницам преподносят дары в виде разноцветных ленточек и лоскутков.
Мужчины закалывают жертвенного оленя, разделывают по всем правилам и раздают мясо всем присутствующим — это обычай нимат. Из этого же мяса здесь же на кострах готовятся шашлыки и начинается пиршество.
Шаман и участники обряда благодарят всех присутствующих, желают всем здоровья, благополучия, поздравляют с оленятами, с зеленой тайгой, прилетевшими птицами, с эвенкийским Новым годом. Ведут хороводный танец «ёхорьё»…