Александр Горцевский
Фонетические трудности при обучении эвенков (тунгусов) эвенкийскому языку
Настоящая работа охватывает только один круг вопросов — различия русского и эвенкийского языков в области фонетики, т. е. сопоставление звуков и звукосочетаний в словах русской и эвенкийской речи, выявление трудностей русской фонетики для эвенков и установление причин этих трудностей.
Ограничение работы исключительно пределами фонетики объясняется соображениями методологического и методического характера и ни в коем случае не означает того, что при изучении русского языка в эвенкийской школе все внимание должно быть обращено исключительно на усвоение произношения. Обучение произношению не может являться самоцелью. Правильное произношение и точное различение звуков, звукосочетаний и т. д. в чужой устной речи является лишь одним из условий понимания смысла фраз и различных оттенков мыслей, выражаемых на чужом языке.
Оглавление
- Предисловие
- Глава I. Гласные звуки эвенкийские и русские
- а) Гласные эвенкийского языка
- б) Гласные русского языка
- в) Сравнительный анализ состава гласных в эвенкийском и русском языках
- г) Гласные в звуковом составе слов эвенкийского языка
- д) Гласные в звуковом составе слов русского языка
- е) Сравнительный анализ расположения гласных в словах эвенкийского и русского языка
- Глава II. Согласные звуки эвенкийские и русские
- а) Согласные эвенкийского языка
- б) Согласные русского языка
- в) Сравнительный анализ состава согласных в эвенкийском и русском языках
- г) Согласные в звуковом составе слов эвенкийского языка
- д) Согласные в звуковом составе слов русского языка
- е) Сравнительный анализ расположения согласных в словах эвенкийского и русского языков
- Глава III. Классификация фонетических трудностей русского языка для эвенков и последовательность подачи звукового и словарного материала при обучении эвенков русскому языку
- а) Трудности русской системы гласных для эвенков
- б) Трудности русской системы согласных для эвенков
- в) Последовательность подачи звукового и словарного материала при обучении эвенков русскому языку
- Глава IV. Организация обучения эвенков русскому произношению
- а) Значение правильного произношения
- б) Постановка упражнений в произношении
- в) Предварительный устный курс обучения русскому языку в эвенкийской школе
- г) Закрепление активного и пассивного запаса русских слов у учащихся
- д) Смешение двух языков (эвенкийского и русского) в эвенкийской школе
- Глава V. Организация обучения эвенков русской орфографии
- а) Отражение неправильностей произношения в письменной речи учащихся
- б) Некоторые вопросы методики орфографии
- Приложения
- Библиография