Отрывок из книги «Записки о русском посольстве в Китай 1692—1695» со сведениями, касающимися тунгусов.
Эти язычники зовутся низовскими тунгусами. Это крепкий высокий народ. Свои длинные чёрные волосы они связывают сзади пучком, который на манер конского хвоста висит у них на спине; лица у них широкие, но носы не такие плоские и глаза не такие маленькие, как у калмыков. Летом и мужчины и женщины ходят нагими и прикрывают лишь срамные части кожаным поясом шириной в три ладони с глубоко врезанной в него оборкой. Женщины, однако, украшают волосы бусами, железными фигурками и другими предметами. В левой руке тунгусы носят горшок, в котором всегда дымится полусгнившее дерево для предохранения от укусов комаров или мошкары. По берегам реки Тунгуски в лесах так много этих насекомых, что, если не покрыть лицо, ноги и руки, невозможно выдержать укусы. Но эти язычники не очень сильно страдают от них, так как вся их кожа уже прокусана. Они большие любители красоты и поэтому очень тщательно украшают себе лицо — лоб, щёки и подбородок.
Они прошивают кожу на теле нитками, смазанными чёрным жиром. После того как нитка пробыла в образовавшихся ранах несколько дней, её вытаскивают, остаются следы, образующие различный орнамент. Мало таких, у кого его нет.
Зимой они одеваются в платье, сшитое из оленьих шкур, с нагрудником, с которого свисают конские хвосты, внизу оно обшито собачьим мехом. Они не знают ни полотна, ни шерсти, но умеют делать верёвки и кручёные сети из рыбьей кожи, которые им так необходимы. На голове вместо шапки они носят шкуру с головы самца-оленя, рога которого торчат вверх. Обычно они надевают такой убор, когда идут охотиться на оленей.
Таким способом они легко обманывают косуль. Тунгусы очень близко подползают к ним в траве, животные же, видя в траве оленьи рога, безбоязненно остаются на месте. Охотник держит наготове лук и, пользуясь близким расстоянием, без промаха бьёт по ним.
Когда они хотят сообща позабавиться, то образуют круг, один из них становится в середину, в руках у него длинная палка, и ею он, оборачиваясь, ударяет кого-либо в кругу по ногам. Но они умеют так быстро подымать ноги и избегать предназначенного для них удара, что, как ни странно, редко этот удар попадает в цель. Когда же это случается, получившего удар бросают в воду, пока он весь не вымокнет.
Покойников они кладут голыми на поваленное дерево и, когда их тела сгниют, кости закапывают в землю.
Никаких других жрецов, кроме своих шаманов, или заклинателей дьявола, они не знают. В хижинах у них имеются вырезанные из дерева идолы примерно в пол-локтя высоты, в виде человека, они, как и остяки, кормят их лучшей имеющейся у них пищей, также стекающей по туловищу идола.
Вокруг хижин висят конские хвосты, гривы и другие украшения. Построены хижины из берёсты. Перед ними висят луки и колчаны, и мало найдётся хижин, возле которых не были бы развешаны мёртвые щенята. Летом тунгусы промышляют рыбной ловлей. Их лодки, или байдарки, сшитые из одной берёсты, поднимают семь или восемь человек. Они длинные, узкие и без скамеек; тунгусы стоят в них на коленях и пользуются вёслами одинаковой ширины с обоих концов. Держат эти вёсла за середину и гребут попеременно сначала по одной стороне, потом по другой. Когда гребут дружно, лодка несётся вперёд очень быстро. Тунгусы могут безбоязненно плавать на этих судах по большим рекам.
Летом тунгусы обычно промышляют рыбной ловлей, а зимой — охотой за пушным зверем, оленями и т. п.