В. Н. Давыдов, В. В. Симонова, Т. Ю. Сем, Д. Брандишаускас
Огонь, вода, ветер и камень в эвенкийских ландшафтах
Отношения человека и природы в Байкальской Сибири
Отношения человека и природы — достаточно традиционная тема для социальной антропологии, особенно для исследования коренного населения Сибири. Предлагаемая читателю монография является продолжением дискуссий о взаимодействии человека и ландшафта, традиции построения деликатных и исторически сложившихся отношений с природой и ее силами, а также о локальном знании, представлениях и практиках, связанных с этими силами. Особенностью данной работы являются ее основные герои — природные элементы, стихии, с которыми в своей повседневной жизни сталкиваются эвенки Байкальской Сибири. На примере архивных и полевых материалов авторы рассказывают историю взаимодействия человека с ними, показывая, что огонь, вода, ветер и камень не просто существуют сами по себе, но и проявляются как агенты социальных отношений, сплетающие воедино индивидуальные опыты местных жителей и обретающие таким образом уникальный язык и способность создавать локальную жизнь.
Книга адресована социальным антропологам, историкам, социологам, культурологам, североведам, а также широкому кругу читателей.
Содержание
- Введение. Этика отношений с окружающей средой. В. Н. Давыдов, В. В. Симонова
- Глава 1. Природные стихии в космогонической мифологии эвенков Забайкалья и сопредельных территорий: небесные светила и священные камни. Т. Ю. Сем
- Мифологические представления о свете и светилах
- Персонифицированные образы светил (неба и солнца)
- Космическое божество неба Буга
- Эволюция образа Буга
- Ритуал — культ неба
- Местообитание Буга
- Иконография божества Буга
- Этимология названия Буга
- Божество света и тепла (солнца)
- Образы Сэнгэ, Сэвэки, Сэнгкен
- Старое и молодое солнце Сэнг/Дэнг
- Этимология образа Сэвэки
- Образ Улден (Юлтени, Нюлтэни)
- Образы Дылача, Тылга
- Представления о священных камнях, горе, скалах
- Мировая гора, камни трех миров
- Древние нарративные структуры (петроглифы)
- Персонифицированный образ горы
- Образ Канда, Кынга
- Образы Кынга, Кингит, Карендос
- Священные камни
- Шаманские громовые камни
- Камни-предки
- Глава 2. Этики тайги: эвенки Северного Байкала между позитивизмом и локальной стратегией минимума. В. В. Симонова
- Ландшафт творимый и творящий
- Тайга как зона неизвестного: этика покорения и «сталкеры» тайги
- Этика минимума как локальная стратегия жизни в лесу против логики перспективного развития региона
- Между логикой и этикой
- Глава 3. Локальной энвайронментальное знание: экологическое использование и символизм огня у оленеводов и охотников эвенков-орочон Забайкалья. Д. Брандишаускас
- Полевая работа в Забайкалье
- Исторический и политический контекст: землепользование, повседневные практики и соревнование за ресурсы
- Огонь на стоянке: дрова, очаг и дым
- Ритуалы огня: угольная пыль и кормление
- Подконтрольное выжигание как залог успеха охоты и оленеводства
- Глава 4. Водная этика Северного Прибайкалья. В. Н. Давыдов, В. В. Симонова
- Использование водоемов рыбаками и охотниками
- Этические нормы, связанные с водой и водоемами
- Водоемы и мобильность
- Температура воды
- Вода как лекарственное средство
- Представления о чистоте воды
- Глава 5. Жизнь среди семи ветров. В. Н. Давыдов
- Ветер в представлениях эвенков
- Ветер и восприятие погодных явлений
- Влияние ветра на практики мобильности
- Прогнозирование погодных явлений
- Ветер как переносчик запахов
- Знания о ветре и оленеводство
- Ветры Северного Байкала
- Ветры и архитектура
- Использование энергии ветра
- Заключение. В. В. Симонова, В. Н. Давыдов
- Библиография
- Архивные источники
- Полевые материалы
- Список сокращений
- Информация об авторах