Статья посвящена анализу этнонима «тунгус», распространенного в научной литературе и исторических источниках разного времени. В публикации представлен обзор существующих трактовок происхождения этнонима, а также обозначена наиболее вероятная гипотеза, основывающаяся на лингвистических и фольклорных материалах.
Длительное время этимология этнонима вызывала научную дискуссию, в которой преобладало мнение о тюркском происхождении. Во второй половине XX в. финским исследователем Ю. Янхуненом было выдвинуто предположение о самодийском (ненецком) происхождении этнонима. Позднее эта гипотеза была поддержана Е. А. Хелимским и А. Е. Аникиным.
По мнению автора, на ненецкий генезис этнонима «тунгус», в первую очередь, указывает лексический материал — в языке ненцев эвенков называют «тунго, туӈо, туӈос, туну, тунсо». Во-вторых, об этом свидетельствует распространенный фольклорный образ врага-тунго, которым обозначаются эвенки. Присутствие образа Тунго в ненецком пантеоне шаманских духов свидетельствует о мифологическом происхождении образа, который в результате исторических контактов ненцев с эвенками вошел в повествовательный и эпический жанры. Позднее, начиная с XVI—XVII вв., «тунгус» в виде этнонима широко распространился в результате его использования в российских исторических источниках.