Стеллажи Литературоведение Современный мир в творчестве Г. Кэптукэ

В. Б. Окорокова

Современный мир в творчестве Г. Кэптукэ

Галина Ивановна Варламова—Кэптукэ родилась в Амурской области. Г. Кэптукэ начала своё творчество с 80-х гг. с очерков, эссе. Затем в печати начали появляться её книги — «Имющая своё имя, Джелтула река» вышла в 1989 году и принесла автору известность. Повесть автора автобиографична. Главный герой повести — маленькая девочка дошкольного возраста. До этого во многих повестях и рассказах писателей-северян для детей героями произведений выступали мальчики, которые постигали школу жизни, в основном азы охоты. И возможно потому, что героиня повести девочка, она открывает мир с другой стороны, её более всего интересуют человеческие отношения. Как бы исподтишка, начиная рассказ с себя, героиня повествует обо всех своих сородичах, об их сложных взаимоотношениях и тяжёлых судьбах. В повести параллельно маленькой героине возникает образ повествователя, в которой угадывается наша повзрослевшая героиня. Тем самым повесть имеет черты жанра — воспоминаний о жизни и судьбе народа.

Жизнь семьи эвенкийского охотника раскрывается со всех сторон: это труд, быт, обычаи народа и т. д. Автор показывает трудные судьбы народа во времена советской власти: колхозы для эвенков стали губительными, многие, оставшись без исконных занятий, становились пьяницами, теряли нить жизни и т. д. Оправданы экскурсы автора в историю: героиня постигает истину бытия народа. Пути возрождения народ находит в собственных силах. Отец героини ищет в жизни шаманскую дорогу, он чувствует, что ему предназначено стать шаманом. Но времена наступили суровые, нетерпящие вольности, религиозности и шаманства. Поэтому мудрый старик нащупывает другой путь и становится сказителем. Тем самым он находит верный способ приблизиться к сути народа.

В повести вырисовывается характер озорной, наблюдательной, смелой и любознательной девочки. Её неуёмная жажда постичь мир и сознание людей определяет и жанровое своеобразие произведения. Повесть можно определить как психологическое произведение.

Как и первых произведений литератур Севера, повесть Кэптукэ отличает лиричность, автобиографичность, искренность. Но приметы новых наступивших перемен в жизни современного общества отражаются и на содержание и на настроение произведения. Автор в отличие от своих предшественников-писателей смотрит другими глазами на историю и судьбу народа. Пафос отрицания и полемичности, неприятия социалистического уклада жизни становится основной идеей произведений Г. Кэптукэ.

В 1990 году вышла книга Кэптукэ «Рассказы Чэриктэ». Как учёный-исследователь, автор живо интересуется историей, бытом и обычаями народа. И потому в этих рассказах усиливается этнографическое начало. Старик Чэриктэ любит свою землю, свой народ, он мудр и щедр в своей любви. С радостью передаёт молодому поколению своё знание о жизни, об обычаях, легендах и т. д.

Второй цикл рассказов назван «Маут без оленя», вошедший в сборник автора «Маленькая Америка» (1991). В социально-бытовых рассказах автор знакомит читателя с современной действительностью и жизнью эвенкийского народа. Бомнак — это родной очаг лирического героя, который остался в его душе страной чудес — «Бомназией». Герои рассказов — жители этого посёлка. В каждом рассказе встречается особая судьба человека, вместе они образуют целостную картину жизни народа.

Многие, не находя своего места в жизни, становятся пьяницами. У Маи — Ромчихи прозвище потому, что она «ром пила». В произведениях Кэптукэ герои, имеющие русские имена, имеют и прозвища: Мая — Косуля, Рая — Росомаха, Зина — Нестельная Важенка и др. Таким образом в прозвищах народ метко определяет характер человека.

В рассказе «Маут без оленя» у молодых женщин, да и у других сородичей один жизненный интерес — напиться до умопомрачения. Жизнь эвенков пошла наперекосяк. Поэтому Росомаха говорит: «Маут Кучеряшки теперь не найдёт оленя… В этих словах мы видим то, что люди сознают безысходность своего положения и навсегда потеряли надежду на „светлое будущее“.

В рассказе «Маленькая Америка» Варвара после долгого отсутствия, неудачного замужества, возвращается на родину. Её родная деревня, Маленькая Америка, сильно изменилась, не стало стариков, а вместе с ними что-то ушло безвозвратно. У молодых жизнь пошла по-другому, очень многие пьют, не работают, девушки вышли замуж не за своих эвенкийских парней, у многих жизнь оборвалась трагически. В журнальном варианте произведения Варвара спасается от пучины разбушевавшейся реки с помощью заклинаний и священного талисмана. Это показывает, что Варвара жизненные силы находит в возвышении к народу, его обычаям. Такой конец был оптимистичным. Однако в книжном варианте Варвара погибает: «И последнее, что рпомелькнуло в её голове, это было: Я ж не забыла кинуть тебе хулганни — подарок, почему же, Зея-река, ты недовольна осталась? Боже мой! Я ведь тону не в реке, а в море. Зея-река тут ни при чём…». Такой трагический конец также символичен. Во всех произведениях Кэптукэ герои живут в согласии с природой, и автор часто обращается к любимой реке. Варвара погибла в искусственном море, т. е. в искусственной большой жизни, а родная Зея-река её бы сберегла, защитила.

Г. Кэптукэ в своих произведениях ставит острые проблемы современности, автора беспокоит будущее народа. Кэптукэ всё это показывает в живых картинах, судьбах героев и в жизненных коллизиях. Мастерство писателя выявляется также в умении передать в стихотворных строках, песнях, заклинаниях, часто встречающихся в прозе Г. Кэптукэ, нерв и идейное направление произведения, эмоции и психическое состояние лирического героя, а через него и самого автора-повествователя.

Выдающийся литературовед Г. Гачев обратил внимание на творчество начинающего автора, писал о значении произведения эвенкийской писательницы, утверждая о том, что «как духи-охранители тайги-природы, нужны ныне, в век экологии, писатели из малых народов Севера — всей советской литературе…».

Галина Кэптукэ — первая эвенкийская женщина-писательница, эвенкийская литература с её именем связывает большие надежды на будущее, так как она выступила исследователем современной жизни общества и человека, зачинателем крупных, психологических жанров прозы.

Обсуждение

Окорокова В. Б.. Современный мир в творчестве Г. Кэптукэ
На русском языке
Окорокова Б. В. Современный мир в творчестве Г. Кэптукэ // Северное созвездие. — Якутск: Бичик, 2002. — С. 72—74. — ISBN 5-7696-1615-6 (в обл.).