Стеллажи Этнография Эвенки Забайкалья

К. Г. Слинькова

Эвенки Забайкалья

Наша работа посвящена полевым исследованиям эвенкийского этноса Каларского района Читинской области. На наш взгляд, эта тема актуальна тем, что в настоящее время эвенки находятся на грани вымирания, особенно на севере Читинской области. Если в других регионах создаются какие-то программы по поддержке малых народов, в частности эвенков, то в нашей области это происходит очень незаметно.

Мы, студенты антропологи, проводили этно-антропологические полевые исследования. Перед нами стояла задача изучить прошлую и современную жизнь эвенков и сделать некоторые лингвистические наблюдения, изучив эвенкийские термины родства. Мы использовали такие методы, как наблюдение и опрос. Опрос записывался на диктофон, в последующем эти записи расшифровывались и записывались в полевые дневники.

Эвенки — коренной народ, населяющий Забайкалье. По некоторым оценкам, в начале 17 в. их насчитывалось примерно 30 тыс. человек. Долгое время мы знали о них только то, что сообщали русские землепроходцы 17 в., а также академические экспедиции 18 в. Благодаря исследованиям археологов, удалось проследить зарождение и развитие этого народа на протяжении длительного времени. Сейчас можно с точностью сказать, что истоки культуры эвенков происходят к эпохе новокаменного века. Их хозяйство и культура складывались и развивались на протяжении нескольких тысячелетий.

Эвенки (самоназвание «орочон» — оленьи люди) составляют наиболее представительную этническую общность среди коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. С точки зрения физической антропологии они относятся к байкальскому варианту континентальной расы большой монголоидной расы. Эвенкийский язык относится к северной ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи.

В исторических источниках 17 — начала 20 вв. эвенков именовали тунгусами. Этноним «эвенки» стал официально использоваться в советский период с начала1930-х гг. По мнению многих исследователей, среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока эвенки занимают особое место в силу того, что при общей численности около 30 тыс. человек традиционная зона их расселения занимает действительно гигантскую территорию: от левобережья р. Енисей на западе, Охотского моря и Заполярной тундры на севере и до бассейна р. Амур на востоке. Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть современное положение эвенков.

Эвенки — малый народ (небольшой по численности этнос), имеющий слабый демографический потенциал, не позволяющий им вырасти до многочисленных народов, и создавать свои государственные структуры. Эвенки всегда жили рассеянно на огромном пространстве и вели кочевой образ жизни, что в последние примерно 80 лет привело к тому, что «чистокровных» эвенков осталось очень мало. Хотелось бы привести такой пример. Проводя полевые исследования в Каларском районе Читинской области в 2003 г., мы узнали, что в эвенкийской деревне Чапо-Олого из двухсот человек только 10–15 являются «чистокровными» эвенками, т. е. без примеси неэвенкийской крови. В деревне Кюсть-Кемнда «чистых» эвенков не осталось вообще. С тех пор как русские начали осваивать Сибирь, эвенки начали терять свою самобытность, ассимилировались. Многие эвенки имеют в своих предках якутов, русских и другие народности.

Далее хотелось бы рассказать о наших исследованиях в области лингвистики и фольклора. Для начала мы попросили старожилов села . к. только они способны были нам помочь), чтобы они дали нам свои термины родства. Так, мы выяснили различия в терминах родства, употребляемых разными родами. Для примера, два рода — Нямагир и Якотар:

Нямагир

Якотар

Отец

Тата

Амин

Мать

Энё

Эни

Сын

Ута

Омолгин

Дочь

Ута

Унат

Дед

Ака

Ама, аминми амикамен

Таким образом, мы можем утверждать, что в различных родах термины родства различны. Это связано с тем, что раньше каждый род жил отдельно от другого, имел малочисленные контакты с соседями.

Также наша группа собирала фольклор эвенков. К сожалению, эвенки ничего не помнят. Данные можно найти только в документах XIX в., т. к. в это время исследователи уделяли большое внимание коренным народам. Собирался фольклор, истории возникновения народа, обычаи, традиции, быт и многое другое.

Далее наша работа велась в направлении современного положения эвенкийского этноса. Сложность современного положения заключается в том, что в силу создавшихся обстоятельств, они не имеют возможности заниматься своими традиционными занятиями, как то охота на дикого зверя и оленеводство. В настоящее время, очень дорого обходится охотничье снаряжение и продукты питания, поэтому дольше, чем на день мало кто ходит на охоту. И даже, если человек на охоту соберётся, то сдать шкуры у него не получится, т. к. цены на мех в Каларском районе достаточно низкие. Чтобы заняться разведением оленей также требуется немалый начальный капитал, которого у коренного населения Забайкалья нет, в связи с тем, что им изначально трудно устроиться на работу, тем более с образованием 8–10 классов.

Эвенки — кочевой народ, поэтому они не приучены держать скот и ухаживать за огородами. Живя в деревнях, они научились только выращивать картошку, остальные овощи у них не в почёте. Некоторые держат коров, но в небольших количествах.

Единственным полезным занятием на настоящее время можно считать рыбалку. Дети не знают родной язык и не чтят свои обычаи, т. к. не помнят их. В с. Чапо-Олого есть начальная школа, в которой преподаётся эвенкийский язык с 1-го по 3-йкласс. Затем дети уезжают учиться в чару, где обучение ведётся полностью на русском языке, а факультатива эвенкийского языка не существует.

Таким образом, на настоящее время положение эвенков оставляет желать лучшего. Всеми забытые, стоящие на грани вымирания, спивающиеся. Что ждёт их в будущем? Не наша ли это вина?

Научный руководитель С. В. Теруков.

Литература:

Иванов В. Н. Русские учёные о народах Северо-Востока Азии. — Якутск, 1978. — 319 с.

Константинов А. В., Константинова Н. Н. История Забайкалья  древнейших времён до 1917 г.). — Чита, 2002. — 247 с.

Кузнецов О. В. Эвенки Забайкалья: история и современные этносоциальные проблемы // Социальная антропология Забайкалья. — Чита, 2001. — С. 53–68.

Поворознюк О. А., Питерская Е. В. Материальная культура и образ жизни Севера Забайкалья // Соц. антропология Забайкалья. — Чита, 2001. — С. 161-189.

Обсуждение

Слинькова К. Г.. Эвенки Забайкалья
На русском языке
Слинькова К. Г. Эвенки Забайкалья // Известия лаборатории древних технологий. — Иркутск: Иркутский государственный технический университет, 2004. — Вып. 2.